На днях известное бесплатное расширение для онлайн-анонимности Ghostery обзавелось 8-й версией. Коллеги из Wiredразобрали преимущества новой версии, а мы адаптировали их материал.
Онлайн-реклама преследует нас повсюду; чаще всего она просто отвлекает внимание или мешает смотреть видео, но иногда настырный баннер может вести на зараженный сайт. Кроме того, рекламные трекеры отслеживают нашу активность в сети, собирают досье и передают его крупным компаниям.
Избавиться от нежелательного внимания рекламодателей помогают блокировщики рекламы. Принцип основан на сравнении скриптов на сайтах с «черным» и «белым» списком и либо пропускают, либо блокируют их. Подобный механизм имеет очевидный недостаток — он не способен заблокировать то, с чем никогда не встречался.
В восьмой версии Ghostery эту проблему попытались решить с помощью искусственного интеллекта. В ней появилась антишпионская технология и новый «умный режим» с автоматическими настройками для неопытных пользователей.
В феврале 2017 года Ghostery приобрел анонимный браузер Cliqz, который использовал машинное обучение для блокировки рекламных трекеров, которые пока не попали в «черный» список. Кроме того, ИИ способен распознавать не только трекеры, но и фиксировать, какую именно информацию они отслеживают.
Если по этим данным можно идентифицировать конкретного пользователя или создания «цифрового досье», в дело вступает Ghostery. Программа заменяет личные данные на бессмысленный набор символов. Таким образом, даже если какие-то рекламные баннеры или попапы останутся незаблокированными, это не нанесет ущерба конфиденциальным данным пользователя.
Интересно, что предыдущий владелец Ghostery, компания Evidon, продавала данные пользователей рекламным сетям. Cliqz планирует обеспечивать конфиденциальность с помощью перехода на новую бизнес-модель, с подписочной системой. За настоящую анонимность нужно платить.
В настоящее время Ghostery фильтрует трекеры на основе базы данных, которая содержит более 2600 записей. При установке восьмой версии программа дает выбрать между настройками по умолчанию и вдумчивой пользовательской настройкой.
Однако с ручной настройкой надо быть аккуратнее, т.к. блокировка всего подряд по «черному» списку может парализовать работу некоторых сайтов — например, не будет воспроизводиться видео, а часть элементов откажется загружаться.
Первый вариант запустит Ghostery в режиме Smart Mode, который подойдет большинству пользователей. В нем плагин автоматически блокирует рекламные трекеры, соблюдая баланс между конфиденциальностью, временем загрузки страниц и работоспособностью сайтов. Кстати, последняя особенность косвенно ускоряет плохо оптимизированные сайты, блокируя элементы, которые его замедляют.
Сторонники теории заговоров считают, что блокировщик рекламы от Google будет работать, мягко говоря, избирательно, а Safari не обеспечивает приемлемый уровень конфиденциальности. Разработчики Ghostery заявляют, что их программа непредвзято блокирует рекламу и заботится лишь об интересах пользователя.
Тем не менее компания Mozilla, владеющая браузером Firefox, также имеет долю в Cliqz — т.е. по факту Ghostery принадлежит Mozilla. Вопрос о непредвзятости остается открытым, а значит споры вокруг блокировщиков рекламы и их влияния на IT-индустрию продолжатся.
Сегодня онлайн-реклама остается основным источником дохода для огромного количества «бесплатных» приложений и сервисов, однако навязчивая реклама зачастую распространяет вредоносное ПО или сама является им. Другой проблемой являются скрытые онлайн-трекеры, которые передают рекламным сетям массу личных данных о пользователях без их согласия.
Эту проблему частично сможет решить Ghostery, блокируя баннеры и поп-апы, которые могут вести на зараженные сайты. Однако для надежной защиты от вирусов, нежелательного ПО и утечек личных данных одного блокировщика рекламы будет недостаточно.